ТЕХНОФОБИЯ

Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Бон различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Техника должна быть понята: Однако античные философы уже осмысливали технику как проблему, ставя вопросы о происхождении дара творения техники, о цели технической деятельности, о природе сотворенных человеком предметов. Развитие ремесла и мануфактурного производства стали одной из предпосылок развития экспериментального математизированного естествознания. Развернувшаяся промышленная революция производит глобальные изменения во всей общественной системе. Разнообразные масштабные последствия развития техники обращают на нее внимание теоретиков. В это время начинает развиваться техническое знание. Его основатели — т.

Значение слова ТЕХНОфобия в Новейшем философском словаре

Существующие дебаты вокруг проблем гуманистической роли техники и ее роли в окружающей среде требуют философского осмысления феномена техники и ее отношения к развитию цивилизации. В условиях перестройки инженерно-технического образования нужна философская основательность в нормативной оценке как технократической, так и технофобской крайностей понимания его общественной значимости. Появляющаяся учебная литература по вопросам философии техники [1] не может удовлетворить тем требованиям, которые предъявляются к философской подготовке как студентов, курсантов инженерно-технических вузов, так и аспирантов, соискателей технических специальностей.

В предлагаемом материале обобщен некоторый опыт освещения проблем философии техники в курсах, читаемых автором в различных вузах. Мне хотелось сгруппировать накопленный материал так, чтобы, с одной стороны, показать специфичность философского анализа техники, а с другой — опереться на действительность того развития техники, которое — пока еще неполно — представлено в публикациях по истории техники [2]. В немногих пока еще публикациях по философии техники упор делается на освещение проблем технических наук, тогда как онтология техники остается в стороне [3].

чит для нас философская рефлексия о технике, философия тех ники В связи не yrpатить понимания принципиanьных задач этого направле ния, стоит Хайдеггер, - это найти технике"внетехническое" обоснование, определить настроения экологически мотивируемой технофобии, нсприятия нтп.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Во второй половине 20 в.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

Философ кризиса индустриализма. Освальд Далее для упрощения под исследованием будем понимать только научную часть, а под.

Технофобия как средство демонизации техники. Такая позиция выражает негативное отношение к технике: Технофобия зародилась в год рождения техники, и связано это было с возможностью использовать технику как во благо, так и во вред. Так и современная философия в технике отмечает как доброе, так и злое начало: Как видим, она одновременно оказывается и благом для человека, и его проклятием.

В средневековой Европе технофобия получает сильный импульс в виде фактически поощряемой церковью идеи о сатанинском происхождении технических новаций. Талантливые изобретатели, архитекторы-строители и другие люди, занятые подлинной творческой деятельностью, открыто или негласно обвинялись в сговоре с дьяволом, которому они якобы продавали свою душу. В эпоху первоначального накопления капитала в Европе технофобия приобретает новое измерение, которое можно охарактеризовать как социально-экономическое.

Цеховая форма организация труда, обычная в тот период, могла выжить, лишь оказав сопротивление техническому прогрессу, так как свободное развитие техники неминуемо привело бы к разрушению и ликвидации традиционного производства. Поэтому технические новинки допускались лишь в той мере, в какой они не представляли собой угрозы для существования цеховой организации. В противном случае их уничтожали или запрещали, а над их создателями учиняли расправу. Известно, например, что изобретателя ленточного станка по указанию городских властей города Данцига ныне — Гданьск утопили, а его станок оказался под запретом в течение двух столетий.

В США технофобия в виде машинофобии проявилась даже в годы Великой депрессии —е гг. Французский энциклопедист Жан-Жак Руссо — писал, что техника, подобно науке, выявляет и актуализирует те тайны природы, которые по своей сути являются для человека злом.

Сциентизм и антисциентизм, технофилия и технофобия. 3 страница

Различаются объективная реальность природная, социальная реальность и субъективная реальность все явления нашего сознания. Техническая реальность — это вещи, артефакты, и реальность, которую эти вещи создают. Техническая реальность может быть объективной и субъективной.

В то же время одного понимания причин, в силу которых оценка техники все еще остается проблематике оценки техники уделяет доктор философских наук, проф. .. нельзя трактовать лишь как проявление иррациональной технофобии. отношении являются не-техническими или внетехническими.

Самая полная и доступная для восприятия книга подобной тематики, с которой можно начинать погружение в мир современной философии. Автор дает наиболее развернутые определения таким понятиям, как"гиперреальность" и"симулякры", давно уже вошедшим в массовый обиход. Это произведение помогло множеству людей по всему миру взглянуть на нашу реальность с принципиально иной стороны, с позиции признания ее фиктивной, поддельной,"копией копии", иллюзорной субстанцией, а также вдохновила кинематографистов на создание культового фильма"Матрица".

Три разговора о войне, прогрессе, и конце всемирной истории Владимир Сергеевич Соловьев - крупнейший представитель российской религиозной философии второй половины в. Мистицизм Соловьева, переплетающийся в его восприятии с теорией универсума -"всеединства", - оказал значительное влияние на развитие позднейшего русского идеализма.

Комментарий к фотографии"Сатега . Комментарий к фотографии" Ролана Барта - одно из первых фундаментальных исследований природы фотографии и одновременно оммаж покойной матери автора. Интерес к случайно попавшей в руки фотографии года вызвал у Барта желание узнать, благодаря какому существенному признаку фотография выделяется из всей совокупности изображений. Задавшись вопросом классификации, систематизации фотографий, философ выстраивает собственную феноменологию, вводя понятия и с.

обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию фотографии, с - сугубо личный эмоциональный смысл, позволяющий установить прямую связь с фотоизображением. Церковь верных Знакомые нескольким поколениям читателей по самиздату сочинения религиозного писателя С. Фуделя не остались лишь памятниками ушедшей самиздатской эпохи и переиздаются сегодня на разных языках в разных странах.

Технофобия

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы.

цикла «Философия науки и техники», в которой размещён материал, раскрывающий . так как гуманистическое и историческое понимание, так же как наука и техника, .. вания технических наук или как внетехнический способ производства техники и технологии, в противоположность технофобии. (см.

Данная проблема возникла не сегодня и решалась с разных точек зрения. Рассмотрим анализ развития взглядов на технику, проведенный [4]. Автор отмечает, что в философских направлениях ХХ в. Подобная трактовка техники не нова. По мнению автора, в целом корни технофобии уходят в глубокую древность. В технофобии не только декларируется враждебность техники к науке, искусству и другим социокультурным феноменам, но и ставится в центр вопрос о негативном влиянии техники на человека, психику, выискиваются связи между техническим развитием и патологиями личности.

Развитие техники интерпретируется как процесс отчуждения от непосредственных жизненных влечений человека, а техника — как нечто чуждое и враждебное его устремлениям. Технофобия пытается доказать деградацию человека по мере технического освоения действительности. В начале ХХ века сторонники экзистенциализма говорили о господстве техники над человеком, гибельности для души такого влияния. Технофобия — это собирательный конгломерат различных концепций пессимистически или враждебно относящихся к технике и НТП.

Технофобия как средство демонизации техники

Загрузить файл Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и техн Слово техника происходит от греческого????? Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Техника относится к сфере материальной культуры.

В философии техники можно встретить два различных подхода к определению Сторонники первого подхода – технофобы - рассматривают технику и Важнейшая задача – это найти технике «внетехническое» обоснование.

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Количество просмотров публикации Вопрос Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Техника относится к сфере материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах.

Бон различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства.

Что такое ТЕХНОфобия?

Список литературы 31 . Двадцатый век — век буйного техники, ее взлета и одновременно неизбежного возникновения бурных споров и дискуссий по поводу ее важности и нужности. Само явление техники как продукт человеческого ума вызвало множество разногласий с точки зрения ее будущего.

степени «доктор философии» в странах Европы того времени. . проекта современном понимании как завершенного миницикла продуктивной внесены из внетехнической сферы – из науки, философии, этических и эстетических .. В противоположность технофобии, технопессемизму выступает.

Технофобия— боязнь, страх — страх или неприязнь к передовым технологиям или сложным электронным устройствам Слайд 2 Мир современного человека сплошь и рядом состоит из различной техники. Ко многим из этих достижений цивилизации мы давно привыкли, и практически их не замечаем, другие вызывают удивление, восхищение, и конечно, желание приобрести очередное техническое чудо в виде многофункционального кухонного комбайна или последней модели телефона.

Но подобное состояние свойственно обычному, здоровому человеку. Если индивидуум страдает таким невротическим заболеванием, как технофобия, то у него возникает панический, совершенно неподдельный ужас от того, что приходится пользоваться новым ноутбуком или кофеваркой, снабженной таймером, и в изобилии имеющей различные кнопочки. Боязнь новинок технического прогресса является нарушением психики, нуждающимся в коррекции.

Впервые распространение технофобии произошло во времена промышленной революции, и в наши дни данная фобия процветает во всех странах и в различных сообществах. На основании этого некоторые группы людей установили свою определенную позицию, имеющую отдельное мнение по поводу современных технических разработок.

Реферат - Техника как социокультурное явление - файл 1.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека".

Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры философии факультета . Такое понимание культуры можно найти в синтезе более ранних человечества. Технофобы, наоборот, считают технический прогресс . В культуре существуют отношения между внетехническими областями.

Технофобия как представление о технике и современная концептуальная установка. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы. Технофобия как идея представление , выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилось с самой техникой.

Дело в том, что технику с самого начала можно было использовать как во благо, так и во вред человеку. Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней и довольно противоречиво оценивали результаты технической деятельности. Элементы демонизации техники можно найти еще в первобытном мифе. Позднее эти элементы более отчетливо и целостно обнаруживают себя в представлении о технике как небогоугодном предприятии. В средневековой Европе технофобия получает сильный импульс для развития в виде фактически поощряемой церковью идеи о сатанинском происхождении технических новаций.

Талантливые изобретатели, архитекторы-строители и другие люди, занятые подлинной творческой деятельностью, открыто или негласно объявлялись в сговоре с дьяволом. В Новое время или, точнее говоря, в эпоху первоначального накопления капитала в Европе технофобия приобретает новое измерение, которое можно было бы охарактеризовать как социально-экономическое. Преобладающая еще в начале данной эпохи в городах цеховая форма организации труда и соответствующий ей тип производства не могли в новых исторических условиях выжить иначе, как оказав серьезное сопротивление техническому прогрессу, поскольку свободное развитие техники неминуемо привело бы к их разрушению и полной ликвидации.

Философия. Основные понятия философии. Урок 53