Словарь-справочник по психоанализу - комплекс кастрации

Фрейд Запрещение, симптом и страх [3] Симптом и запрещение Фрейд устанавливает различие между симптомом и запрещением. Таким же образом существуют запрещения, происходящие из самонаказания. А более простые запрещения появляются в результате уменьшения психической энергии, например, по причине траура. Удовольствие, которое ожидалось от удовлетворения этого импульса, в результате подавления преобразуется в неудовольствие. Так создается нечто вроде равновесия. Это понятие па языке психоанализа определяется как вторичный бенефис неврозу. Маленький Ганс страдает фобией, которая выражается следующим симптомом; боязнь быть укушенным лошадью. Когда заболевание активизируется, у Ганса наблюдается комплекс Эдипа. Он желает мать и испытывает ревность, враждебность к отцу, которого все-таки любят.

Валерий Лейбин - Словарь-справочник по психоанализу

О сайте Сексуальность и Эротика Фрейд создал революционную теорию сексуальности, и в этом его основная слава. Термин"революционный", несколько опошленный в настоящее время, может быть применим здесь во всей своей полноте: И во времена Фрейда, и до него всегда хватало авторов, увлеченно, с умом и отвагой поднимавших проблемы сексуальности, скрытые и деформированные лживым целомудрием и воинственной нравственностью. Примечателен в этом плане пример Хэвелока Эллиса, жизнь и работа которого удивительно совпадают с фрейдовскими он родился в , а умер в том же году и одновременно явно и несомненно различаются.

Эллис на основе медицинских и биологических данных рассмотрел почти все аспекты сексуальности, поддающиеся описанию, дав им широкое культурное и антропологическое толкование.

силу своей прямой связи с комплексом кастрации, который Название данного явления было заимствовано Фрейдом . бессознательным и связанным с Эдипом, в то время как страх кастрации является.

Данные, полученные при психоаналитических исследованиях взрослых, привели его как ученого к мысли о необходимости дополнить наблюдения ценными сведениями из жизни детей. Маленький Ганс получал огромное удовольствие, оставаясь в постели со своей мамой и посещая с ней ванную комнату. С другой же стороны, он видел в своем отце соперника.

По Фрейду, фобии Ганса были результатом его либидозного кровосмесительного желания своей матери, обостренного рождением его маленькой сестры. Это стало событием, из-за которого его удалили из родительской спальни и из-за которого уменьшилась доля материнского внимания к нему. К этому нужно добавить ненависть Ганса к отцу как к сопернику, боязнь кастрации с его стороны, желание маленького мальчика и дальше заслуживать любовь матери.

Он желает смерти своему отцу и очень боится, что тот его кастрирует. Символически его ужас проявляется в страхе перед лошадью. Таким образом, страх, испытываемый мальчиком при виде упавшей лошади, — это выражение его пожелания смерти своему отцу. Его стремление постараться не видеть лошадь — это проявление фобии, развившейся как бегство от обоих страхов. Несмотря на логичность и правдоподобие аргументов Фрейда и богатство собранного им клинического материала, все же возникают некоторые вопросы и сомнения.

И Фрейд добавляет к этому: Фрейд как искренний мыслитель всегда представляет нам подлинные данные, достаточные для вывода, что его оценка родительского поведения ошибочна.

Оно посвящено разработке психологического подхода к исследованию библейских текстов. . — , , а также его исследование творчества Ф. — . — , Динамика страха в Быт 3, 1—5 6.

По Фрейду,"эта жуть происходит из сближения с комплексом кастрации" слепотой достаточно часто является заменой страха кастрации", Фрейд, с.

Подобно Киркегору, он провел различие между этими понятиями. Но если у Киркегора боязнь и испуг рассматривались как нечто определенное, в отличие от страха, трактуемого в метафизическом плане и соотнесенного с неопределенной возможностью свободы человеческого духа, то у основателя психоанализа различия между этими феноменами осуществлялись по иным основаниям, связанным главным образом с выделением психических состояний и отношений человека к ним под углом зрения грозящей ему опасности.

Проводя различия между страхом, боязнью и испугом, с точки зрения отношения к опасности, Фрейд высказал по этому поводу следующие соображения. Данный перевод и это название сохранились в последующих переизданиях, имевших место в России х годов. Именно в этой работе Фрейд выразил такое понимание природы страха, которое свидетельствовало об уточнении и пересмотре ранее выдвинутых им представлений о страхе. И действительно, структуризация психики подводила Фрейда к психоаналитическому пониманию того, что бессознательное Оно не испытывает страха, поскольку не может судить о ситуациях опасности, и именно Я , а не Оно является местом сосредоточения страха.

Во-вторых, коль скоро страх в Я возникает под воздействием трех опасностей перед реальным миром, либидозным Оно и строгим Сверх-Я , то что же все-таки является первичным источником возникновения страха — сексуальные влечения человека или нравственные и социальные ограничения, налагаемые на него? Это были не простые вопросы, ответы на которые поставили Фрейда перед необходимостью переосмысления предшествующих психоаналитических положений, выдвинутых им на основе описательного и динамического подхода к анализу бессознательной деятельности человека.

Комплекс кастрации

На ранней генитальной фазе развития, то есть примерно с шестнадцати до двадцати четырех месяцев , внимание фокусируется на гениталиях и межполовых различиях. Страх кастрации у мальчиков фокусируется на пенисе; девочки боятся проникновения в гениталии, их разрыва или иного повреждения. Зависть к пенису — не просто желание иметь пенис; в ней есть важные защитные и реактивные аспекты.

Актуализируются специфические поведенческие паттерны, страхи и конфликты и идентифицирует себя с отцовской фигурой из-за страха кастрации. З. Фрейд выделял три пути развития женской идентичности: обретение.

Эта кастрация рассматривалась им в качестве того ядра, на основе которого возникает страх совести. Отталкиваясь от этого представления, Фрейд и пришел к выводу, что страх не происходит из вытесненного либидо, а первичным моментом к вытеснению служит подверженное страху Я. Иными словами, основатель психоанализа отказался от ранее выдвинутого им представления о непосредственном превращении либидо в страх.

Пересмотрев предшествующие представления о соотношении между страхом и вытеснением, Фрейд вместе с тем заметил, что, возможно, все-таки верным остается положение, что страх образуется из либидиозной энергии влечений благодаря соответствующим процессам вытеснения. Одновременно он признался в том, что это положение нелегко примирить с выводом, согласно которому страх фобий возникает в Я, происходит не из вытеснения, а, напротив, сам вызывает его.

При этом основатель психоанализа пояснил, что таким страхом является страх перед угрожающей внешней опасностью. То есть реальный страх ребенка, испытываемый им перед его сексуальными влечениями, но воспринимаемый им в качестве внутренней опасности. Речь идет о страхе кастрации, который, по мнению Фрейда, является наиболее сильным двигателем вытеснения и источником образования неврозов.

Первичность страха смерти или страха кастрации

По классической психоаналитической теории, все мужчины подвержены кастрационной тревоге, которая не имеет никакого отношения к удалению яичек. Гораздо чаще оно используется как угроза кастрации утрата пениса при мастурбации, а также к импотенции или деморализации мужской роли. Но не столь давно и женский оргазм считался мужчинами не чем иным как бешенством матки.

И только во вторую очередь данная установка может каким-то образом отразиться на женской половой роли. Таким образом, так называемого кастрационного комплекса, у женщин по определению быть не может. Как пишет Карен Хорни, мотивы, возникающие в следствии эдипова комплекса, усиливаются и поддерживаются реальной дискриминацией, с которой женщина сталкивается в социальной жизни.

Фрейд подчеркивает значение кастрации во всех своих исследованиях из- за которого мальчик будет переживать страх кастрации.

Эти переживания связаны с попытками ребенка ответить на вопросы, возникающие у него после того, как он с недоумением открывает для себя нечто такое, что требует объяснения. Представление о кастрации содержалось в работе З. Правда, в данном контексте он совершил так называемую ошибку-заблуждение, поскольку в греческой мифологии речь шла о Кроносе, оскопившем своего отца Урана. Тем не менее в описании истории оскопления была отражена идея кастрации, а допущенная З.

Фрейд исходил из того, что психосексуальное развитие ребенка сопровождается познавательной деятельностью, направленной как на свое собственное тело , так и на тела окружающих его людей. Раннее детское сексуальное исследование мальчика приводит его к обнаружению пениса, с которым он может играть и совершать различные манипуляции.

Мальчик полагает, что точно такой же пенис есть у всех людей, включая мать , сестру, других девочек. Позднее он обнаруживает, что девочки отличаются от мальчиков. У них нет того, что в глазах мальчиков является само собой разумеющимся и необходимым. Естественно, у мальчика возникают вопросы. Например, почему у девочки нет пениса, в то время как у мальчика он есть? Не является ли его отсутствие у девочки результатом наказания за дурные поступки?

Не случится ли то же самое с мальчиком, если он будет плохо себя вести? Пытаясь ответить на вопросы, возникающие с обнаружения анатомического различия, мальчик полагает, что с девочкой что-то случилось.

Словарь-справочник по психоанализу

Некоторые ответы по детскому психоанализу Отличие детского психоанализа от взрослого Если говорить о различии психоанализа взрослого от детского, то прежде всего необходимо затронуть различия между психикой взрослого и ребенка. Взрослые невротики могут искать излечения, так как для них важен успех на работе и нормальная сексуальная жизнь, в то время как дети часто находят в болезни удовольствие, научаясь извлекать из нее прямую и косвенную выгоду.

В целом же в психоанализе взрослого человека речь обычно идет прежде всего о терапевтической работе с уже сложившимися психическими образованиями. Это желание новых переживаний у ребенка свидетельствует о необходимости соединять аналитические и педагогические усилия при организации развития детей. Дело в том, что проводимый с ребенком анализ направлен не только на лечение ребенка, но и на его развитие, на создание оптимальных внешних и внутренних условий для этого.

Это кажется очевидным, если речь идет о детском анализе.

Первый диагноз Фрейда: «Это и впрямь был приступ страха с . «при обезличении родительской инстанции, внушающей страх кастрации, опасность.

В целом, изобилие и разнообразие собранного материала производит более сильное впечатление, чем сам удивительный характер этой феноменологии. А между тем, само явление вполне заслуживает самого пристального внимания. Изучение наблюдавшихся ранее форм комплекса кастрации у женщин и анализ сделанных из этих наблюдений выводов показывает, что до сих пор преобладающая концепция комплекса кастрации основывалась на некотором фундаментальном убеждении, которое можно кратко сформулировать так я цитирую дословно по работе Абрахама: Именно на этой основе в последующем сформировались представления о"комплексе кастрации".

Характерно, что как и большинство психических травм, это"открытие" и эмоциональная реакция на него, как правило, полностью вытесняются из памяти инфантильная амнезия , причем этот"пробел" приходится как раз на возраст, когда функция памяти является безусловно основной"Многие женщины и в детстве, и в зрелости периодически или даже постоянно испытывают страдания, связанные со своей половой принадлежностью.

Специфические проявления ментальности женщин, возникающие из протеста против участи быть женщиной, берут свое начало от их детского страстного желания обладать собственным пенисом. Неприемлемая идея о собственной изначальной обделенности в этом отношении дает почву для пассивных фантазий о кастрации, в то время как активные фантазии порождаются мстительным отношением к мужчине, находящемся в привилегированном положении2.

Детская агрессивность. Коллективное воспитание против частного. Системно-векторная психология